Звуки музыки

6 сентября | 3791 0

Пока вы летом просматривали свой плейлист в «ВКонтакте», герои нашего интервью отправились за хорошей музыкой далеко за пределы родины, получили ее сразу много и не пожалели. Благовещенцы этим летом добрались до трех знаменитых музыкальных фестивалей — в Венгрии, Бельгии и Соединенных Штатах. О своих приключениях за границей они и рассказали MOJO.

Мария Цепко, Sziget в Будапеште (Венгрия)

Мы с мужем стараемся каждый раз в отпуске попасть на какое-нибудь стоящее музыкальное событие. Планируем заранее, просматриваем афиши. В этом году мы поехали в Европу, потому что не были там уже года четыре. Выяснили, что как раз на этот период выпадает половина юбилейного, 25-го фестиваля Sziget. Из семи дней фестиваля мы захватили только три. Зато совместили визит в Венгрию с путешествием в Германию, парой дней в Италии и неделей в Хорватии.

Легендарное событие проходит в Будапеште, на острове Обуда. На него приезжают десятки музыкантов со всего мира. Билеты на фестиваль дорожают ближе к началу — от 275 евро (за все семь дней) цена выросла до 325. Несмотря на цены, на 25-м Sziget побывало около полумиллиона гостей.

Во время фестиваля мы жили в кемпинге — палаточном городке, потому что каждый день ездить в город и обратно было слишком хлопотно. Примерно за 5000 рублей на наши деньги мы с мужем купили в тамошнем «Ашане» все необходимое для жизни на свежем воздухе: палатку, спальники, матрас, средства от насекомых и прочее. За доплату можно было попасть в более комфортабельный кемпинг, но нам и так было неплохо. 

Питаться можно было на территории по приемлемым ценам (как в приличном русском кафе) или в «Ашане» рядом с фестивалем. С собой можно было проносить еду и безалкогольные напитки, алкоголь нельзя. В гипермаркете люди покупали нормальную готовую еду и там же перекусывали. Цены на алкоголь — фиксированные и весьма разумные: коктейли и хорошее пиво стоят примерно как у нас. Всю информацию и карту можно было найти в специальном приложении для телефона. Оплачивать еду можно было безналично: картами с pay pass и специальными браслетами festipay, что освобождало от необходимости менять валюту и ускоряло процесс.

На территории острова и кемпинга чисто, потому что хватает туалетов, душевых, умывальников и мусорных баков. Очереди были, но небольшие. Волонтеры следят за чистотой, охранники — за порядком (но не агрессивно, как в России). 

Все чувствуют себя легко и свободно на «Острове свободы» (неофициальное название Обуды), что и было прописано в наших паспортах вместе с программой фестиваля. Независимо от расы, гражданства, вероисповедания, пола и сексуальной ориентации все здесь имеют право радоваться музыке, искусству, лету и отдыху. Нет никаких стандартов, все разные и никто не смотрит косо. Люди были очень вежливые и приветливые: если кому-то становилось плохо от жары, все старались помочь. Никаких стычек и пьяных драк не случалось. Мы прекрасно соседствовали с украинскими парнями, так же, как и множество других национальностей — друг с другом. Все конфликты остаются за границами Sziget`а. Такая организация восхищает!

На семи сценах фестиваля умещается музыка на любой вкус: техно, джаз, рок, классика. Жаль, что даже предельно рассчитав время, послушать и посмотреть абсолютно все не успеешь. Хедлайнерами стали Macklemore & Ryan Lewis, Major Lazer, The Chainsmokers, Dimitri Vegas & Like Mike. Мы за три дня побывали на концертах: P!NK, Wiz Khalifa, Kasabian, PJ Harvey, Billy Talent, Biffy Clyro, Alex Clare. Понравился соул от Alex Clare. Концерты Billy Talent, Biffy Clyro удались на славу, настоящая рок-подача, но…

…больше всего впечатлила P!NK — у нее было потрясающее шоу с полетами над публикой. Она изумительно пела, танцевала, общалась со зрителями. Открытием стала местная группа Dubioza Kolektiv: они играли зажигательную балканскую музыку с элементами хип-хопа, регги, дабстепа и рока, чем впечатлили многих (хотя мы бы вряд ли когда-то узнали о них без поездки на фестиваль). Еще на Sziget официальными послами от России приехали журналист Юрий Дудь и вокалистка группы «Слот» Нуки, а в последний день фестиваля выступил «Ленинград» (но мы уже уехали). 

Огорчил Wiz Khalifa: он был пафосным и томным как настоящий рэпер, выступил на десять минут меньше, а концерты на фестивале строятся так, чтобы музыка звучала почти нон-стоп. Говорят, на его концерте были Эштон Катчер и Мила Кунис, но мы их лично не видели. Хотя кто-то успел сделать фото с ними. От Kasabian ожидала большего. PJ Harvey мне не очень понравилась, но посмотреть было интересно — она очень своеобразная.

Дни сопровождались вечеринками с атрибутикой фестиваля: с красками холи, разноцветными мячами, надувными палками, флагами, которые многие привозили с собой из разных стран, регионов и городов, и гимном фестиваля. 

Кроме музыки, здесь есть другие развлечения: цирковые, театральные, танцевальные сцены, сцена стэндап-комиков, различные воркшопы и мастер-классы (капоэйра, танец живота, лепка из глины, оригами, игра на африканских барабанах, курсы венгерского языка и многое другое), мини-кинотеатр, мини-музей, венгерская этническая деревня, спортивные зоны (в том числе, и для инвалидов) и зоны экстремальных видов спорта, утренняя йога и пляж. Здесь много впечатляющих арт-инсталляций и перфомансов (например, знаменитая «Картония» из России или британский Luminarium). Все это входило в стоимость входного билета (кроме тарзанок).

Неожиданно понравились Венгрия и сам Будапешт — старинная архитектура отлично сохранилась, в городе уютно и романтично, все компактно расположено. Невысокие цены, вкусная еда тоже не могли не порадовать.

Мы в Благовещенске здорово оторваны от цивилизации, поэтому культурное событие такого масштаба вызывает бурю эмоций. Люди удивлялись, когда узнавали, откуда мы прилетели. Европейцам такие мероприятия куда привычнее: они спокойно привозят с собой маленьких детей. Умиляло, что дети подпевают вместе с родителями, зная слова, или танцуют под знакомую музыку. Одна маленькая девочка смешно танцевала с надувной гитарой, изображая рок-звезду и подыгрывая группе.

Наша жизнь здесь стабильна и монотонна, хотя мы с мужем ходим на некоторые концерты (в том числе, и местных исполнителей). Если есть возможность посетить интересные места, нужно ей пользоваться и не бояться сложностей в организации самостоятельных поездок. Нужно самим добавлять красок в свою жизнь. Это память на всю жизнь и хорошая мотивация в работе.

Роман Могилевский, Ahmad Tea Music Festival в Москве, концерт Coldplay в Гетеборге (Швеция), Rock Werchter (Бельгия)

Мне уже доводилось бывать на больших концертах: в 2009 году я ездил на Linkin Park в Санкт-Петербург, а в Москве заходил на Бритни Спирс (и не надо на меня так смотреть). В 2014 был на фестивале инди-музыки Primavera Sound в Барселоне. На него мы с приятелем собрались спонтанно: решились посетить событие во время вечеринки. 

В Испании я живьем видел две своих любимых группы — Arcade Fire и The National. А еще Кендрика Ламара, The War on Drugs, Foals, Spoon и Nine Inch Nails. Иным некоторые имена (и те, что будут встречаться ниже) ничего не скажут, но там, в Европе, их обожают. 

Этой зимой я запланировал новый евротур. Я не собирался ехать на него один, но так уж получилось. Большая часть денег ушла на перелеты до Москвы и передвижения по Европе с пересадками. Относительно этих трат, музыка обошлась недорого — фестиваль в Москве — 1300 рублей, билет на Coldplay — всего 4,5 тысячи, если переводить на рубли (маме я дарил билет на Стаса Михайлова за 5 тысяч), а 4-дневный пропуск на Rock Werchter — 236 евро.

С собой в трип я взял рюкзак с джинсами, тремя футболками, толстовку и олимпийку. Общий вес — 4-5 килограммов. В Швеции было дико холодно, поэтому там все содержимое рюкзака было на мне.

Но сначала я прибыл в Москву, чтобы посетить Ahmad Tea Music Festival ради фронтмена легендарной британской группы The Verve (может, вы знаете хотя бы трек Bittersweet Symphony?) Ричарда Эшкрофта. На его концерт я купил билет в последнюю очередь. То, что он вклинился как раз в даты этой поездки — стало огромной удачей для меня.

 

Уже утром следующего дня я отправился в Хельсинки, чтобы погулять по нему часов пять, посидеть на берегу и попить безалкогольного рутбира, о котором мечтал с тех пор, как прочел книгу Стивена Кинга «11/22/63». В столице Финляндии висели афиши будущих концертов The Killers, The xx и The Weeknd, так что я задумался о переезде туда.

Вечером я полетел в Копенгаген. Каждый человек в датском аэропорту, которого я спрашивал о местонахождении нужной мне остановки, показывал разное направление, что меня страшно бесило. Я кое-как успел на автобус и поехал на нем до Швеции, где меня ждали Coldplay, но не ждала гостиница — цены на номера доходили до 90 тысяч рублей за ночь и я не стал ничего снимать. Как типичный русский, понадеялся на авось. К слову, в Швеции все очень дорого, поэтому я мало ел и пил. Зато потратил 400 крон (почти три тысячи рублей) на аттракционы в местном парке. 

Я едва не проехал Гетеборг, потому что заснул, а остановку даже не объявили. Видимо, мне помогло чутье. Я вышел ночью в холод и ветер, в чужой стране. Уже на улице начался дождь, я промок как собака секунд за двадцать, пока искал место для ночлега. Все хостелы были заняты, что я и так знал заранее, но все равно пытался. А вдруг? Но нет.

В дождливом ночном Гетеборге я случайно обнаружил торговый центр и устроился на ночевку возле дверей в него. Чтобы было понятно — сначала вы входите в первую дверь, там — помещение с раздвижными дверьми, за которыми сам торговый центр. Вот в том помещении я и спал. Пространство там большое, есть лифт (в котором спала парочка бродяг), эскалатор (возле него я и нашел пристанище). Внутри — примерно 7 градусов, пол — ледяной. Меня пытались выгнать, но один из бездомных, который явно ночевал там не в первый раз, объяснил мне на английском, что, мол, «охранник больше не придет, не ссы, спи». Подружились, в общем. Спал я минут по 5, сидя, отвратительно, тревожно и холодно. И это была только первая ночь из трех, что предстояли мне без кровати.

С утра я пошел на территорию стадиона и занял там место в очень длинной очереди, в которой спали люди. С момента, когда я туда пришел, до концерта Coldplay оставалось еще 8 часов. И я был только в середине очереди! Я лежал на асфальте, было жарко и холодно одновременно, я сгорел на солнце. Но концерт перекрыл все негативные эмоции: я был возле сцены и видел музыкантов очень близко. Шоу было очень красивым, ярким и душевным. Их новое творчество мне не слишком нравится, но было много «старья» типа «Clocks» и «Fix You», которое я так люблю. На «Don`t Panic» у меня «вспотели глаза», как говорит один мой хороший друг. Возможно, это был один из лучших дней в моей жизни.

После концерта я провел еще одну ночь со своим новым другом в торговом центре. Снова не спал, а утром отправился покорять вышеупомянутые аттракционы. Лишь вечером я улетел на самолете в Пизу, где предстояло пробыть 10 часов. В Италии я прекрасно поел (пицца и культовый коктейль «Апероль Спритц»), а затем прикорнул ненадолго на лавке возле Пизанской башни, привязав рюкзак к руке. На улице было 32 градуса, тепло и спокойно. Сам же я был красноглазый от недосыпа и с грязной головой. Красавчик, в общем. 

В 10 утра я улетел в Брюссель. Оттуда надо было добраться до студенческого городка Лёвен, где базировался мой хостел. От Лёвена до Верхтера — почти два часа. Обратно — дольше, потому что перед тобой в темноте до остановки идут тысячи усталых после фестиваля людей. 

В Лёвене я, наконец, оказался в восьмиместном номере. Вид оттуда был прекрасен. Там я впервые помылся и постирал одежду. Познакомился с соседями по комнате — турком и австралийцем. Вместе мы устроили загул по местным барам. Говорили только по-английски. Не считаю, что мои познания глубоки, но общался без проблем.

Австралиец потом уехал, чтобы жить в кемпинге возле территории фестиваля, а с турком мы сдружились. Весь «Верхтер» тусовались вместе, попивая Jagermeister и Red Bull (дешевле, чем в России). Последнего я пил так много, что турок надо мной смеялся и, приглашая к себе в Стамбул, пообещал, что весь «Ред Булл» Турции будет бесплатен и в неограниченных количествах для меня.

Русские тоже встречались. Я почему-то до сих пор помню «Юрика», который громко заявлял, что: «Мы с друзьями сюда прилетели из Москвы на «Систему» и «Драконов» (System Of A Down и Imagine Dragons – прим. ред.)!». Обе группы в июле выступали и в нашей столице, кстати.

 

Еду, которая продавалась на территории фестиваля, я уминал с удовольствием. Особенно картошку-фри. Такой вкусной картохи я не ел нигде. Мы платили за нее и за пиво по очереди.  Довелось попробовать и «Мохито», который готовили бармены под эгидой «Бакарди». Они были профи, так что напиток оказался прекрасен. Стоил один — 9 евро. Я выпил три таких за час!

За четыре дня на Rock Werchter я послушал множество крутых коллективов. Я снова видел любимых Arcade Fire. Впервые оказался на обожаемых мной Radiohead, Imagine Dragons, Alt-j, Kings of Leon и White Lies. Да, многие приехали на System Of A Down и Foo Fighters, но меня они не так интересовали. Я люблю музыку спокойнее, увы. К тому же, когда выступали армяне, я потерял своего друга в толпе с моими каплями в нос. Мне было не до музыки, так как я мечтал впрыснуть в себя «Тизин» поскорее. Я задыхался, но все равно видел Chop Suey воочию. Wake UP! Их гитарист — сущий демон.

Открытием поездки для меня стала бельгийская группа Bazart, которую почти никто за пределами страны не знает. Их исполнение трека Goud — это отвал башки. Так и запишите. Я слышал эту песню впервые, но от музыки и атмосферы в помещении я весь покрылся мурашками. Я готов был рассказывать о них всем, кого встречал на улицах. А ведь на их выступлении я оказался случайно. Камера на видео дергается, потому что я не мог ровно стоять — там пол, как в местных китайках. Прыгали другие — а я подпрыгивал с ними по инерции. Бельгийцы, между прочим, обожают свои группы. Они под них отрываются, в отличие от выступлений других команд. Еще один бельгиец Oscar and The Wolf выступал в какой-то шторе вместо одежды, но покорил всех. Его все ждали так сильно, будто он Элвис или «Битлы».

А еще я видел предпоследнее выступление Linkin Park. Кто бы мог подумать тогда, что все так сложится через три недели (фронтмен группы Честер Беннингтон повесился в собственном доме — прим. авт.)?

После фестиваля я почти сутки гулял по Брюсселю, который мне безумно понравился. Я не силен в архитектуре, но меня впечатлила красота города. А вот к «Писающему мальчику» я отнесся со скепсисом.

Естественно, я пробовал местное пивко. На фестивале один парень посоветовал мне выпить «лучшего бельгийского пива» (это официальный статус), название которого я и не вспомню. Неприметная бутылочка, которую я разыскал в столице Бельгии, стоила 18 евро, а пиво на вкус совсем не понравилось. Но этот пунктик я все же выполнил. 

Нет никаких границ, когда попадаешь в такую среду: люди объединены страстью к музыке и прекрасно понимают друг друга, даже если твой английский с ошибками. Разговор можно завязать везде, со всеми и обо всем: о новых альбомах, о напитках, о Путине (иностранцы очень любят эту тему).

Несмотря на ощутимые трудности, тур вышел прекрасный. Я вспоминаю его до сих пор, а ведь рассказал вам лишь малую часть. Видимо, все было настолько хорошо, что под конец, уже в нашей столице, все сильно испортилось, и я даже опоздал на самолет из Москвы в Благовещенск, потеряв уйму денег. Видимо, меня кто-то проклял за такую впечатляющую поездку!

Ольга Коржова, Bonnaroo Music and Arts Festival в Манчестере (Теннесси, США)

Я несколько лет толком не была в отпуске, поэтому решилась на большую авантюру — поездку в Америку к друзьям. А чтобы она выдалась максимально насыщенной (и от большой любви к музыке) в программу мероприятий вошел фестиваль Боннару, который проводится уже 15 лет в Теннесси. Это один из самых музыкальных штатов США: Нэшвилл (столица) — родина кантри. Мемфис на весь мир известен своими выдающимися музыкантами, играющими блюз и рок-н-ролл, там работали, например, Джонни Кэш и Элвис Пресли, а вот маленький Манчестер — «город рока». А еще в Теннесси делают виски Jack Daniel’s — в общем, идеальное место (смеется).

Фестиваль проходит в первой половине июня и идет 4 дня. В этом году на нем выступило порядка 150 музыкантов, а еще на территории есть «Театр Комедии», где проходят цирковые выступления и кинопоказы известных картин, встречи с актерами и режиссерами этих фильмов. В этом году, например, привозили «Донни Дарко» в компании с его создателем. Музыкальные хэдлайнеры этого года — U2, Red Hot Chili Peppers, The Weeknd, ChanceTheRapper и The хх.

Для меня это был первый фестивальный опыт и довольно сложный. Когда не бывал на подобных мероприятиях, да еще и в другой стране, оказываешься не готов ко многим моментам. В частности, к бытовым: было очень жарко и солнечно все дни, хотя, по заверениям бывалых, там случались ливни и даже смерчи, уносившие палатки. Я умудрилась сильно сгореть, даже не добравшись до лагеря (кожа слезла до крови и следы остались до сих пор), и все оставшиеся дни ходила в закрытой одежде (это при температуре 35-38°), которую купила там. С тенью на территории феста плохо — есть только тенты возле некоторых сцен (всего их там десять), специально организованных местах общепита и парочка больших деревьев, одно из которых мы и облюбовали в итоге для ожидания концертов. Так что людей с тепловыми ударами, обмороков в толпе было немало, но медицинскую помощь оказывают очень оперативно.

На фесте нужно быть готовым к непростому расписанию: концерты продолжаются до поздней ночи. Пока ты в толпе доберешься до лагеря — это уже 2-3 часа ночи. Возле нас находилось «Канадское посольство» — приехавшие ребята веселились и слушали музыку круглыми сутками, поэтому спать было сложно. В 6:00 уже палит солнце, и находиться в палатке невозможно от духоты. Уже в 6:30 ты вынужден выбираться из нее, умываться и возвращаться на территорию феста в поисках завтрака и местечка в теньке и продолжать спать прямо на земле. И так четыре дня.

При покупке билета присылают пакет со всяким «мерчем» (значками, торбой, банданой, картой и расписанием выступлений, блокнотом для записей) и специальным браслетом с чипом — он и является пропуском на фестиваль. К нему можно «привязать» банковскую карту и оплачивать все покупки на фестивале: от еды и напитков до одежды, сувениров и постеров, ведь каждый год на фестивале куча разных мастеров и крупных брендов презентуют свои новые товары. 

Питаться недешево: купить что-либо дешевле 5 долларов (~300 рублей) невозможно, будь то маленькая булочка или бутылка воды, которой в такую погоду нужно много. С собой жидкости и еду проносить нельзя, как и еще многие другие вещи, включая профессиональный фотоаппарат (это особенно грустно для меня). Доплатив, можно купить билеты на автобус от аэропорта до места проведения и решить, где вы будете жить. В гостинице или хостеле в соседнем городе (неудобно) или на территории фестиваля в кемпинге (тоже неудобно) (смеется).

Одному на такое мероприятие ехать можно, но сложно. В компании веселее, вещи можно оставить и очередь занять легче: на некоторые концерты приходилось стоять по 6-7 часов, чтобы попасть ближе к сцене. И если ты потеряешь место в очереди, выступление придется смотреть в конце толпы.

Такой разнообразной публики я не видела никогда. В толпе можно встретить и известных людей. В прошлом году, поговаривают, видели Джонни Деппа. Люди приезжают со всех уголков Америки, из других стран очень мало. Но ребята, с которыми я познакомилась, сказали, что «Боннару — идеальное место, чтобы почувствовать Америку». Я не раз жалела об отсутствии камеры — кругом было столько необычных и красивых персонажей! Ну и «странных», конечно. Например, бородатых мужчин в костюмах русалок или блестящих коротких платьях на голое тело.

Большую часть музыкантов удалось послушать прямо перед сценой. Очень приятно, кстати, потом находить себя на видео с концертов. Для меня фестиваль начался с Blossoms, которых я очень люблю. Во время их выступления у маленькой сцены было всего человек двадцать. Они, наверное, удивились бы, узнав, что к ним приехали из Благовещенска (смеется). Сильные впечатления оставили Kaleo, The xx, легендарные RHCP, конечно. Услышать живьем все их хиты — дорогого стоит. Запомнился соул-певец Майкл Киванука и выступавший в последний день The Weeknd.

Открытием для меня стал Francis and The Light — послушала, дожидаясь выступления других музыкантов. Великолепный вокал и очень красивая музыка, а в конце выступления к нему присоединился ChanceTheRapper, что вызвало у публики дикий восторг. А вот у Lorde что-то пошло не так с настройками аппаратуры: она сказала «Ребят, у меня все сломалось» и ушла, после чего предприняла еще две неудачных попытки начать выступление.

Еще довелось посмотреть The Head and the Heart, Future Islands, Milky Chance, Royal Blood и Warpaint.

Самое большое личное разочарование — U2. Я люблю группу давно, но шоу было настолько политическим и проамериканским, что невозможно было смотреть. И в прямом смысле тоже, потому что вместо музыкантов на больших экранах выводилась специальная визуальная программа, включающая цитаты из инаугурационной речи Обамы, и если ты стоял не перед сценой, разглядеть Боно было нельзя.

Обязательно нужно хотя бы раз в жизни съездить на концерт любимой группы, а еще лучше — на большой фестиваль. Любое живое выступление в сотни раз лучше, чем запись. Незабываемые впечатления, слезы на глазах, когда позади многотысячная толпа поет с тобой любимую песню, и мурашки вам гарантированы. А еще это увлекательные знакомства с единомышленниками и просто интересными людьми, хорошая встряска.

 
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Закрыть
Отправить сообщение об ошибке