14:50, 8 октября 2015 | 408 0

Физиологи научились манипулировать мужской агрессией и материнским инстинктом

Исследование позволит лучше понять биологические факторы, которые отвечают за особенности функционирования женского и мужского головного мозга

Нейрофизиологи из Израиля объяснили природу отличий в родительских инстинктах у самок и самцов мышей. Ученые также научились управлять мужской агрессией. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте отделения нейробиологии Института Вейцмана.

Большинство самок млекопитающих уделяют внимание своему потомству значительно больше, чем самцы, которые, как правило, не отличаются моногамностью и активным участием в воспитании потомства. В своем исследовании ученые на примере мышей нашли причины такого поведения в механизме функционирования гипоталамуса — одной из области головного мозга.

Биологи исследовали небольшие структуры мозга, известные как паравентикулярные ядра гипоталамуса, которые активнее себя проявляют у самок, чем самцов. Ученые проследили за работой нейронов, связанных с экспрессией белка тирозингидроксилаза. Это соединение необходимо, в частности, для производства допамина — одного из важнейших нейромедиаторов, связанных с получением чувства удовлетворения.

Нейробиологи заметили, что у самок, имеющих потомство, нейроны отличаются повышенной активностью. Это позволило предположить, что родительский инстинкт, скорее всего, обусловлен работой нейронов, связанных с экспрессией белка тирозингидроксилаза.

Ученые убедились в справедливости своей гипотезы, проведя оптогенетические манипуляции с нейронами. В частности, регулировали экспрессию тирозингидроксилазы. Таким образом удалось снизить родительский инстинкт у самок. У самцов регуляция тирозингидроксилазы не привела к появлению родительского инстинкта, но существенно снизила их агрессивность.

Дальнейшие исследования показали, что манипуляции с тирозингидроксилазой приводит к изменению содержания в крови уровня окситонцина — гормона, связанного, в частности, с лактацией и женским репродуктивным поведением. Так, снижение экспрессии тирозингидроксилазы (уменьшение количества связанных с ним нейронов) приводит к уменьшению содержания уровня окситонцина и деградации материнского инстинкта.

Ученые отметили, что их исследование позволит лучше понять биологические факторы, которые отвечают за особенности функционирования женского и мужского головного мозга, связанного с репродуктивным и социальным поведением. В частности, нейробиологи надеются определить факторы, влияющие на развитие психических заболеваний (послеродовую депрессию, агрессию и расстройства аутистического спектра).