16:02, 11 мая 2016 | 617 0

Иммунитет научили побеждать рак

Фермент кроссинговера связали с активностью лимфоцитов

Исследователи под руководством профессора Стефана Гассера (Stephan Gasser) из Национального университета Сингапура выяснили, каким образом иммунной системе удается распознавать раковые клетки, и почему зачастую защитные системы организма оказываются неспособны полностью уничтожить раковую опухоль. Исследование опубликовано в журнале Immunity. Пресс-релиз доступен на сайте EurekAlert!

Ученые выяснили, что ключевым компонентом, обеспечивающим ответ иммунной системы, оказался фермент MUS81. Этот белок, который относится к эндонуклеазам, обеспечивает разрезание ДНК в ядре клетки. В раковых клетках фрагменты ДНК не распадаются на отдельные нуклеотиды, а транспортируются в цитоплазму. Находясь в неправильном месте клетки, кусочки ДНК включают иммунную реакцию.

Разрезанная ДНК провоцирует выделение интерферона, который активирует клетки иммунной системы — макрофаги и Т-клетки, которые нападают на раковые клетки и уничтожают их. Ученым удалось блокировать ген, отвечающий за синтез MUS81, в результате чего ДНК не вырезалась и не активировала реакцию иммунитета. Это доказало, что эндонуклеаза играет важную роль в борьбе организма против злокачественных опухолей. В случае, если MUS81 в клетках рака перестает синтезироваться в достаточных количествах, организм перестает справляться с болезнью самостоятельно.

Исследователи также выяснили, что MUS81 синтезируется в клетках различных опухолей, включая рак простаты, рак молочной железы, колоректальный рак, рак матки, лейкемию и меланому. Более того, оказалось, что некоторые виды химиотерапии способствуют активации генов, отвечающих за формирование MUS81, что может вызвать более мощный иммунный ответ. По словам ученых, использование этих методов в сочетании с иммунотерапией может позволить эффективнее лечить рак.

Одной из важнейших функций MUS81 также заключается в обеспечении кроссинговера или процесса обмена участками ДНК между парными хромосомами при мейозе.