16:41, 12 апреля | 489 0

Названа причина быстрого распространения смертельных супербактерий

Темпы роста устойчивости к лекарствам оказались не связаны с антибиотиками

Микробиологи из Университета Дьюка показали, что использование антибиотиков не ускоряет распространение генов устойчивости к лекарствам среди бактерий. Ранее ускоренный перенос генов от одного микроорганизма к другому считался основной причиной «взрывного» распространения суперинфекций, невосприимчивых к антибиотикам. Исследование опубликовано в журнале Nature Microbiology.

Микроорганизмы способны обмениваться генами через конъюгацию — процесс переноса наследственного материала при контакте двух клеток. Лекарства обычно уничтожают большую часть патогенных микробов, однако выжившие клетки, которые обладают повышенной устойчивостью, быстро заполняют освобожденное пространство и начинают контактировать с большим количеством других бактерий.

Однако ученые полагали, что при действии антибиотиков может вдобавок увеличиваться сама скорость генетического обмена. До сих пор это не удавалось проверить, поскольку исследователям мешало размножение бактерий, которое само по себе способствует увеличению темпов распространения генов устойчивости.

В своем эксперименте ученые погрузили бактериальные клетки в своего рода анабиоз, в котором они не могли воспроизводиться, но могли обмениваться генами. Микробиологи проверили девять типов патогенных микроорганизмов с быстрым распространением резистентности, подвергая их десяти видам антибактериальных препаратов. Оказалось, что при повышении концентрации антибиотиков скорость обмена не только не увеличивается, но в некоторых случаях даже падает.

По словам ученых, это означает, что хотя некоторые препараты, например, тетрациклин, могут активировать гены, способствующие распространению устойчивости среди клеток, антибиотики, в целом, не вызывают глобальных изменений на клеточном уровне.