09:43, 30 мая | 525 0

Неизлечимому раку вернули уязвимость к лекарствам

МикроРНК стала новой надеждой на излечение

Группа молекулярных биологов из Технологического института Джорджии смогли побороть лекарственную устойчивость опухоли поджелудочной железы, увеличив в злокачественных клетках содержание определенного типа микроРНК. Эти молекулы регулируют активность генов, отвечающих за невосприимчивостью рака к химиотерапии. Результаты исследования опубликованы в журнале Cancer Gene Therapy.

В своих экспериментах ученые подвергли культуру клеток человеческой аденокарциномы многократному действию цисплатина — цитотоксичного препарата, применяющегося в химиотерапии. Каждый раз дозу лекарства увеличивали, позволяя выжившим клеткам размножится. Спустя примерно год исследователи получили злокачественные клетки, устойчивые к цисплатину. Их невосприимчивость к химиотерапии оказалась в 15 раз больше, чем у исходных раковых клеток.

С помощью статистического метода, известного как скрытая марковская модель, биологи выявили генетические изменения, которые могли бы вызвать лекарственную устойчивость. Ученые сравнили количество двух тысяч микроРНК в цисплатин-резистентной и исходной линиях клеток и обнаружили 57 видов соединений, которые активировались или, наоборот, подавлялись. При этом была выделена miR-374b — микроРНК, которая с наибольшей степенью вероятности контролировала гены, обусловливающие устойчивость к терапии.

Дополнительные эксперименты показали, что увеличение уровня miR-374b в злокачественных клетках делает опухоль более восприимчивой к лекарствам.

МикроРНК — короткие молекулы РНК, чья длина составляет примерно 20 нуклеотидов. Они не несут в себе информацию о белках, как информационная РНК, однако играют регуляторную роль, подавляя экспрессию генов. Одна микроРНК способна контролировать активность нескольких генов, осуществляющих скоординированные функции.