14:35, 30 сентября 2014 | 894 0

Пережитая беременными снежная буря изменила ДНК младенцев

Ученые нашли связь между стрессом во время Великого гололеда 1998 года и эпигенетическим развитием канадских детей

Количество дней, проведенных беременными женщинами без электричества во время Великого гололеда 1998 года в Канаде, оказалось напрямую связано с эпигенетическим наследованием у их потомства. Снежная буря оставила характерный отпечаток на ДНК детей, родившихся в 1998-1999 годах, выяснили канадские ученые. Исследование на эту тему опубликовано в журнале PLoS One, а кратко с его результатами можно ознакомиться по пресс-релизу Дугласовского института психического здоровья.

Снежные бури и гололедица в январе 1998 года отрезали от электричества и транспорта более трех миллионов жителей Канады (прежде всего, квебекцев). Исследователи Университета Макгилла решили воспользоваться этой возможностью, чтобы изучить воздействие стресса на физическое и психическое здоровье беременных женщин, а также их детей (сейчас они уже подростки). Ученые отследили жизненный путь 150 семей.

Спустя 13 лет после бури исследователи обнаружили в  Т-лимфоцитах 36 детей характерные изменения в метилировании ДНК. Уровень метилирования оказался в прямой зависимости от количества дней, проведенных без электричества. То есть эпигеном ребенка меняется от объективных факторов стресса, а не просто из-за психологических переживаний матери. Изменения в генах, связанных с иммунитетом и обменом сахаров, могут создать для «детей бури» повышенный риск астмы, диабета и избыточного веса.