14:20, 17 июля 2015 | 492 0

Ученые объяснили уникальные свойства человеческого крика

Наиболее резкие крики воспринимаются как самые устрашающие

Человек способен расслышать крик ребенка даже на фоне пролетающего мимо самолета и шума вечеринки, и объясняется этот феномен уникальными акустическими свойствами крика. Его звуки активизируют не только слуховую зону коры головного мозга, но и участки коры, отвечающие за чувство страха. К такому выводу пришли авторы статьи в журнале Current Biology.

Американские ученые собрали базу данных криков из популярных фильмов и роликов с сервиса YouTube, а также попросили добровольцев кричать во все горло в лаборатории. Выяснилось, что крики занимают отдельный участок акустического спектра человека, который стоит особняком от зоны, отвечающей за песни и речь.

В ходе экспериментов также выяснилось, что единственными звуками, активизирующими ту же часть спектра (и соответствующие нейроны), являются аварийные сигналы. Крики и сигналы тревоги отличает от прочих звуков резкость, или способность быстро становиться громче. Громкость обычной речи колеблется между четырьмя и пятью герцами, тогда как крик очень быстро усиливается с 30 до 150 герцев.

Ученые опросили добровольцев и поняли, что наиболее резкие крики воспринимаются как самые устрашающие. На нейрофизиологическом уровне росту резкости соответствует усиление реакции страха в миндалевидном теле.

Выводы ученых говорят о том, что инженеры-акустики шли по правильному пути, отбирая для сигнализации звуки, максимально приближенные по своим свойствам к крикам. «Но нужно идти дальше. Подобно тому, как придание неприятного запаха природному газу ускорило обнаружение утечек, усиление резкости сигнализации увеличит ее способность предупреждать об опасности», — отметил соавтор статьи Люк Арналь.