15:57, 2 октября 2015 | 627 0

Ученые создали технологию действенного мужского контрацептива

Тесты были проведены на самцах мыши

Японские ученые обнаружили изоформы уникального для спермы белка. Воздействие на связанные с ними гены в ходе эксперимента сделало подопытных самцов мыши временно бесплодными. Это открытие делает возможным создание действенного орального контрацептива для мужчин, пишут авторы статьи в журнале Science.

Давно известно, что белок кальциневрин играет важную роль в оплодотворяющей способности спермы. Однако наличие нескольких изоформ этого белка в семенниках затрудняло точное определение функций каждой из них.

Харухико Мията из Осакского университета и его коллеги обратили внимание на то, что изоформы кальциневрина, экспрессирующие гены PPP3CC и PPP3R2, находятся только в сперматогониальных клетках.

Самцы, в организме которых «отключили» ген PPP3CC, не утратили способность заниматься сексом, однако стали бесплодными. Их сперматозоиды отличались пониженной мобильностью и были неспособны оплодотворять яйцеклетки (даже in vitro). Дальнейшие исследования показали, что лишенные гена PPP3CC мужские половые клетки плохо сгибаются при гиперактивации (процессе, который предшествует пенетрации — преодолению оболочек яйцеклетки).

Отключающие действия кальциневрина препараты сделали мышей бесплодными уже через четыре-пять дней. После прекращения приема лекарств сперматозоиды пришли в норму всего за одну неделю. Поскольку аналогичные изоформы белка присутствуют и в организме человека, данная стратегия поможет в разработке мужских контрацептивов обратимого характера.